Истоки корриды лежат в народных национальных традициях, полуосознанных обычаях, сложившихся в психологии испанцев со времен Древнего Рима, чьей провинцией Испания была на протяжении столетий. Тогда излюбленными зрелищами были бои гладиаторов с дикими зверями. Кровавые и грубые нравы той эпохи оставили свой след в психологии других народов, хотя и в разной степени. В Португалии, где коррида также является частью национальной культуры, бои не заканчиваются смертью: на рога быков надевают чехлы, самих быков не убивают. В Испании же в средние века в течение полутора столетий свирепствовала жесточайшая инквизиция, закреплявшая интерес людей к массовым театрализованным казням. Знаменитый драматург Лопе де Вега даже председательствовал на церемониях боев с дикими зверями. Привлекательность подобных зрелищ пояснял, в частности, и Александр Пушкин: «Все, все, что гибелью грозит, для сердца смертного таит неизъяснимы наслажденья…»
Известно, что в средние века к битвам с быком питали пристрастие Карл Великий, Альфонсо X Кастильский, Сид. К концу XV века, то есть времени завершения реконкисты и объединения Испании, коррида становится развлечением благородного сословия. С быком сражается кабальеро, рыцарь на коне. Те, кто ещё недавно бились с маврами и готовились встретить смерть на поле брани, снова могли испытать себя на арене. В XVI веке без корриды не обходились уже многие крупные праздники. В Мадриде бои устраивали на центральной площади, на Пласа Майор, где происходили важнейшие для страны события, в том числе особо важные аутодафе, а в дни коронационных торжеств короли выходили приветствовать народ. Коррида в этот период эстетизируется и становится фактом культуры.
Пешая коррида появляется в начале XVIII века. Причиной изменения обычаев является, по всей видимости, неприязнь короля-француза Филиппа V к этой испанской традиции, вследствие чего коррида становится праздником людей низших классов, не имевших своих лошадей (или боявшихся рисковать ими). Место рождения современной корриды — Андалусия. В последующие сто лет появляются первые известные тореро, разработавшие ритуалы и приёмы современной тавромахии — Хоакин Родригес «Костильярес», Хосе Дельгадо Герра «Пепе-Ильо», Педро Ромеро Мартинес. Бой быков быстро развивается на протяжении XIX столетия, а его «Золотым веком» считаются 1910—1920-е годы, когда выступают Хуан Бельмонте (считается лучшим тореро всех времён и отцом современного стиля тавромахии)
Хуан Бельмонте
При этом король Испании Хуан Карлос заявил, что день, когда Брюссель запретит корриду, станет последним днем пребывания Испании в Европейском союзе.
Для испанского зрителя бой быков не просто шоу. Дуэль человека и животного, мощного и красивого, гордого и смелого, ассоциируется с историей народа. И тореро и бык олицетворяют собой характер испанца. Их борьба воспитывает у зрителя мужество, стойкость, умение побеждать в самых трудных жизненных обстоятельствах. Это воспитание характера нации, удовлетворение развитой у испанцев эстетической потребности.
Коррида – яркое, красочное представление. Это и способ психической разрядки. У зрителя происходит то, что обозначают словом «катарсис» – очищение, освобождение от избытка беспокоящих чувств, заботы, досады и прочего негатива и приобретение внутреннего спокойствия и удовлетворения.